Ранняя помощь
Служба ранней помощи детям от 0 до 3 лет — это система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения и их семьям, реализуемая на межведомственной основе.
Цель службы ранней помощи — оказание помощи семьям и детям в возрасте от рождения до 3 лет с нарушениями развития, ограничением жизнедеятельности или с риском развития ограничений жизнедеятельности для улучшения функционирования ребёнка в повседневной жизни и адаптации в обществе.
Основные задачи службы ранней помощи:
- выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений;
- междисциплинарная оценка основных областей развития ребёнка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания);
- определение состояния психического здоровья ребёнка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи;
- выявление основных потребностей ребёнка и семьи;
- оказание ранней помощи ребёнку и семье: создание программы индивидуального сопровождения ребёнка и семьи, междисциплинарное обслуживание ребёнка и семьи в соответствии с разработанной программой, отслеживание эффективности индивидуальной программы помощи, осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения), включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребёнка, обеспечение перехода ребёнка и семьи в другие структуры после выхода из программы ранней помощи;
- информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи: сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребёнка с особыми потребностями, консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребёнка и условиями его оптимального развития, предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребёнка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.
В службах ранней помощи работают высококвалифицированные специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Они проводят психолого-педагогическое обследование детей, оказывают им комплексную коррекционно-развивающую помощь, осуществляют работу по детской адаптации, социализации и интеграции.
Нормативно-правовое обеспечение